Цивилизации и лидеры
Монтесума

Годы жизни:

ок. 1397-1469 гг.

Титулы:

Император

Цивилизация:

Монтесума
Лидер ацтеков

Игровая информация:

Жертвоприношение пленных

За каждого убитого вражеского юнита империя получает culture очки культуры.

История

Могучий воин и лидер, Монтесума I вознес державу ацтеков на вершину славы и величия. Не следует путать его с его несчастным внуком, Монтесумой II, который беспомощно наблюдал, как империя инков гибнет под сапогами испанских конкистадоров.

Ранние годы

Монтесума (чье имя значит "тот, кто сердится") был членом императорской фамилии. Его отец Уицилиуитль был вторым ацтекским тлатоани (императором), а его мать Миауаксиуитль была дочерью правителя города Куаунауак. После смерти отца Монтесумы на трон империи взошел его дядя Ицкоатль. Брат-близнец Монтесумы, Тлакаэлель, был ближайшим советником Ицкоатля, а сам Монтесума возглавлял ацтекскую армию.

После смерти Ицкоатля в 1440 году императором был избран Монтесума. Тлакаэлель не был огорчен таким развитием событий: он не хотел занимать пост императора (возможно, он надеялся, что без такой ответственности сможет дольше прожить) и, согласно всем источникам, верно служил своему брату. Коронация Монтесумы прошла с большой помпой, во время празднества было совершено множество жертвоприношений.

Скромный образ жизни

Несмотря на пышность титула, сам Монтесума жил достаточно скромно, в простом дворце "всего лишь" с несколькими женами. Когда он не был занят религиозными церемониями или государственными делами, он обсуждал дела государства с друзьями и советниками.

Внутренняя политика

Во время своего правления Монтесума и его брат Тлакаэлель много сил потратили на улучшение ацтекского города Теночтитлана. Среди других изменений можно отметить строительство системы акведуков, которая обеспечила город свежей водой. Естественно, с ростом Теночтитлана ему требовалась не только свежая вода, но и огромное количество продовольствия. Поскольку в Центральной Америке практически не было вьючных животных, каждый кусочек пищи приходилось доставлять на собственной спине. Правительство Монтесумы наняло государственных инспекторов, которые должны были обеспечить обработку всей пахотной земли в пешей доступности от города. Он также приказал создать систему орошения, призванную облегчить полив земли и увеличить сельскохозяйственные угодья.

Монтесума и его брат также построили множество храмов на территории города и его окрестностей, включая новый храм бога войны Уитцилопочтли. При освящении храма в 1455 году было принесено в жертву множество пленных уастеков.

Законы о предметах роскоши

Возможно, по настоянию своего брата Тлакаэлеля Монтесума издал законы, регулирующие потребление предметов роскоши, которые окончательно систематизировали сложившуюся к тому времени классовую систему. Личное положение ацтека в жизни определяло, что он может носить и как должен говорить. Бедным не разрешалось носить одежду из хлопка, сандалии или любую одежду длиннее коленей. Только знать могла жить в домах в два этажа и выше. Преступников могли обратить в рабство или принести в жертву богам.

Религиозные изменения

Во время царствования Монтесумы его брат Тлакаэлель занимался реформированием системы верований ацтеков. Он переписал ацтекские религиозные тексты, приказав при этом уничтожить те, которые противоречили его интерпретации ацтекской религии и истории. Под влиянием Тлакаэлеля ацтекская религия стала более воинственной, требовалось все больше крови захваченных противников. Нужда в пленниках для жертвоприношений со временем стала одной из движущих сил внешней политики ацтеков.

Внешняя политика

Монтесума пытался усилить Тройной альянс между центральноамериканскими городами-государствами Теночтитланом, Текскоко и Тлакопаном. Он также расширил границы ацтекской империи, завоевав племена пануко, тотонаков, коацакоалькос и чалька. Некоторые полагают, что он покорил эти племена с целью получения от них дани и чтобы обеспечить поставки дополнительного продовольствия в Теночтитлан, который, несмотря на все усилия, по-прежнему периодически страдал от голода. Другие считают, что это было сделано ради постоянного притока пленников, необходимых для жертвоприношений. Третья теория гласит, что политика Монтесумы определялась предназначением императора ацтеков: он был обязан завоевывать другие племена. Настоящая причина, скорее всего, объединяет все эти теории.

Смерть

Монтесума умер в 1469 году. Ему наследовал его 19-летний сын, Ашаякатль, отец несчастного Монтесумы II, потерявшего свою империю в борьбе с испанцами.

Приговор истории

В целом, Монтесума был очень успешным правителем. Он расширил границы своей империи, и сам вел войска от победы к победе. Он многое сделал, чтобы улучшить жизнь своих подданных. Монтесума безусловно был человеком кровожадным, он лично принес в жертву своим алчущим богам тысячи пленников. Но его религия утверждала, что такая жестокость необходима: кровь нужна, чтобы солнце восходило на небе, урожай был богатым, а империя ацтеков процветала и впредь.

Могли он прекратить ритуальные убийства? Возможно. Но эта мысль никогда не приходила ему в голову - или кому-то еще в его империи. Впрочем, стоит помнить, что более "просвещенные" европейцы примерно в то же время сжигали живьем еретиков. И хотя это ни в какой мере не оправдывает действия Монтесумы, по крайней мере, это ставит его более-менее на одну доску с европейцами.
 
 

 

 
Copyright © 2012 http://superstrategy.ru/ All Rights Reserved.